Фрагмент для ознакомления
2
В исследованиях, проведенных как зарубежной, так и в отечественной литературе, ничтожная информация имеется относительно самооценки в зрелом возрасте.
Актуальность. В связи с этим, в нашу работу был взят именно этот возрастной период. Кроме того, проблема связи самооценки и различных аспектов личности находится в недостаточном изучении, за что свидетельствует психология. По этой причине, изучение связи самооценки и уровня личностной тревожности в промежуточном возрасте также остается актуальным.
Цель курсовой работы направлена на изучение характера этой связи в зрелом возрасте.
В процессе выполнения работы, мы предусмотрели следующие задачи:
1) Теоретический анализ конструктов самооценки и личностной тревожности в психологической науке.
2) Подбор диагностических методик для эмпирического исследования.
3) Проведение диагностического исследования, направленного на раскрытие самооценки и личностной тревожности.
4) Обработка и интерпретация результатов этого исследования.
Объектом нашего исследования являются различные аспекты личности, такие как самооценка и уровень личностной тревожности. Предметом же исследования является связь между самооценкой и уровнем личностной тревожности в промежуточном возрасте.
Гипотезы, которые мы предполагаем проверить во время исследования, следующие:
1) Чем выше уровень самооценки, тем ниже уровень личностной тревожности и наоборот, чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже самооценка.
2) Чем больше разрыв между идеальной и реальной самооценкой, тем выше уровень личностной тревожности (ситуация разрыва между идеальной и реальной самооценкой может рассматриваться как внутриличностный конфликт, который сопровождается повышением уровня личностной тревожности).
Методологическим фундаментом исследования является психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева (1975), а также исследование самооценки Л.В. Бороздиной (1999).
Работа опирается на теоретическую основу, представленную работами Н.Д. Левитова (1964), Ч.Д. Спилбергера (1983), А.М. Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007), Л.В. Бороздиной (1999), К.Р. Сидорова (2006) и других авторов.
В ходе исследования использовались следующие методы и методики:
1. Психодиагностический метод, основанный на опроснике личностных характеристик «Проявление тревожности» шкалы MAS Дж. Тейлор.
2. Метод математической обработки эмпирических данных, включающий корреляционный анализ и метод ранговой коррекции Спирмена.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для проведения дальнейших исследований, а также аналитической и проектной работы авторов, занимающихся проблемой взаимосвязи самооценки и тревожности в зрелом возрасте.
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы самооценки и тревожности
1.1. Характеристика самооценки зрелого человека
Самооценке в российской психологии уделяется значительное внимание исследователями. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в образовательной сфере, Сафин (1975) исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Конечно, каждое из этих экспериментальных исследований также решает проблемы, связанные с теорией самооценки [24].
Следует отметить, что отсутствует единое определение самооценки как в зарубежной, так и в российской психологии, и авторы часто используют разные термины для обозначения одного и того же явления: самоуважение, самоотношение, самопринятие, самоуважение, обобщенная самооценка, самоотношение, установка на себя, декларируемая, публичная самооценка и другие. Часто один и тот же термин может означать разные психологические состояния, однако подробные определения при этом не предлагаются [9].
Известно, что личность формируется через активное участие в деятельности и общение с другими людьми. Именно деятельность и общение предоставляют нам важные ориентиры для нашего поведения. Исследования показали, что именно в семье ребенок начинает оценивать себя, но используя доступные ему детские способы.
Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: "В раннем детстве мы узнаем о себе только через слова и отношение близких к нам людей. В этом смысле у ребенка нет внутреннего представления о себе. Его представление о себе формируется извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Положительное отношение к себе является основой психологического благополучия, и ребенок всегда стремится к нему" [18].
Бороздина и Молчанова провели обширные исследования, которые подчеркивают важность ряда факторов в процессе принятия оценок. Эти факторы включают, например, высокую компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, соответствие между желаемой и реальной самооценками, а также доверие к "источнику" оценки и т. д. [11, 14, 16].
Характер самооценки проявляется не только в отношении к другим людям, но и в отношении к себе. Каждый из нас, намеренно или неосознанно, часто сравнивает себя с окружающими и формирует относительно стойкое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе и прочее - таким образом, создавая свое собственное "портфолио самооценок". Карл Роджерс, например, пришел к выводу, что "большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить". Джон Пауэлл, в свою очередь, утверждал, что "у всех нас есть комплексы неполноценности - те, кто кажется, что у них нет такого комплекса, просто притворяются" [12]. "Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем младше ребенок, тем сильнее влияние того, что мы помещаем в эту "сокровищницу" самооценки" [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. 4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.
2. 5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988.
3. 6. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
4. 9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, № 4, 1979.
5. 13. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии, №1, 1993.
6. 16. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: ООО «Проект – Ф», 2001.
7. 17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006.
8. 18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель, 2007.
9. 23. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал, Т. 27, № 3, 2006.
10. 25. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1987.
11. 26. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
12. 32. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999.
13. 33. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? //Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т. 3, №2, 2006.
14. 34. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.
15. 37. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
16. 40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
17. 41. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007.
18. 43. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
19. 44. Ранк О. Родовой травматизм // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.
20. 50. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии, №3, 1975.
21. 52. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, №2, 2006.
22. 53. Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологический журнал, Т.27, №6, 2006.
23. 55. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
24. 65. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143 с.
25. 66. SPSS: искусство обработки информации // Под ред. Момота В.Е. – М., 2002.